Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №5 664043, город Иркутск, бульвар Рябикова, д. 47а

Минус на минус даёт ли плюс. Или как мы учимся дистанционно

23.04.2020

Кто мечтал о том, чтобы не ходить в школу и целыми днями сидеть в компьютере, в инете, в соцсетях? Возрадуйтесь! Его величество Случай устроил всем нам такой Праздник… или «праздник» (то есть непраздник), под названием «дистанционное обучение». Участников этого процесса несколько: чиновники от образования, которые организуют его, учителя и администрации школ, которые реализуют его, ученики, которые учатся и родители, которые сопровождают процесс. Да, есть ещё и сочувствующие, которые ругают всех или придумывают на эту тему шутки, не всегда смешные, иногда некорректные.

Наталья А., учитель истории: Когда объявили о дистанционном обучении, страха не было. Сказано — сделаем. В первый день, понедельник, онлайн уроком был только классный час, потому что надо было объяснить детям, как учиться теперь, чем пользоваться, ответить на все вопросы. В группе ВКонтакте интенсивная переписка длилась постоянно с 8 утра до 12 ночи. Перестраиваться к урокам по предмету особо не пришлось, инструкция такая же. На уроке выдаю папку с заданиями, подробную презентацию, даю неделю на выполнение заданий. Но чтоб не так скучно было, использую бонусы. Например, первым десяти выполнившим задание, плюс балл. Урок онлайн вести интересно. Прошу в конференции включать камеры, а то общение с пустым экраном вызывает не совсем приятные ощущения.

Началось всё с того, что официальная платформа для обучения, сайт Дневник.ру, не справилась с резко возросшей нагрузкой и просто рухнула. Учителя, привыкшие к постоянным нововведениям, могли бы тут же освоить программирование и создать всё что угодно для ведения уроков, но работать они обязаны только на Дневник.ру. Материал, который учитель даёт в классе в течение урока, делая акцент на самом важном, в этой ситуации ученик должен освоить сам, и, если отвлечься на что-нибудь как на уроке, времени на освоение уходит больше (вместо 40 минут может уйти 1,5 часа). Плюс домашнее задание. Оценки за классную и домашнюю работы организаторы не отменяли.

Марина О., мама девятиклассника: Ситуация такая [имеется в виду всеобщий карантин], что предпочитаем оставаться дома, тем более у нас есть бабушка, а она нам очень нужна. К дистанционному обучению отнеслись нормально: интернет есть, с компьютерами на «ты», поэтому никакого страха не было. Но в первые три дня поразило количество самостоятельных и домашних заданий. Сын сидел за компьютером работая с 8 утра до 5 или 6 вечера. Сейчас работы меньше, часов до трёх успевает всё сделать. Но объём работы именно большой. Вчера, например, сканировала 9 тетрадей, а сегодня будет 6. Онлайн уроки проходят нормально. Ребята не только слушают, но и отвечают, что-то делают. Главное, чтобы моя работа и его уроки не совпадали, иначе придётся ему пропускать, но пока такого, что радует, не было. Но в школу хочется однозначно.

Выход для уменьшения самостоятельного изучения материала есть. Онлайн уроки. Самая простая и популярная платформа — Zoom. Учителя её освоили быстрее учеников (не забываем, что учителей никаким новшеством не испугаешь!). Но и тут возникли трудности. Не у всех школьников, оказывается, в XXI веке есть дома компьютер и интернет.

Елена В., учитель географии: Новая форма обучения — это освоение и применение новых технологий. В первый же день порылась в интернете. Нашла Zoom, за полчаса разобралась. Было 11 вечера. Пригласила на первую конференцию ученицу. Уже с ней подробнее всё изучили, на все кнопки понажимали. А на следующий день пригласила свой класс на урок. Всем нам понравилось! Потом попробовала провести урок географии на одну из параллелей. Дети уже насиделись дома и так обрадовались общению! Давай махать друг другу, приветствовать, комментировать. А их было больше 80-ти человек. Никакой дисциплины. Мне это не понравилось. Да и домашней работы пришло очень много за раз. Теперь работаю с одним классом или по группам. Уроки провожу строго по расписанию, как и в школе. Предмет у меня устный, поэтому важно общаться. Работаем в онлайн и с картами, и с презентациями, и уроки они сами проводят.

Так что уроки в Viber и WhatsApp — это для чайников. Юзеры и ламеры пользуются Zoom, Учи.ру. А учителя в данном случае хакеры и IT-специалисты. Презентации, ссылки на фильмы и программы, онлайн конференции, проверка классных и домашек во всех мессенджерах, на всех носителях, ответы на все вопросы учеников и родителей включает в себя работа учителей на дистанционном обучении, а администраторы ещё и разруливают все ситуации. Узел этого спрута — директор, который связывает всех участников процесса: учеников, родителей, учителей, чиновников.

Сын Марины О., девятиклассник: Сразу скажу, что такой опыт мне не понравился. Слишком много учусь. Сажусь за компьютер в 8 утра и выхожу в 16, 17… Эту неделю, правда, поменьше. Так как зрение не идеально несколько лет, знаю упражнения и когда надо их делать, чтобы глаза отдыхали от экрана. Онлайн уроки понравились — как никак новая обстановка. Учитель не только рассказывает, но и показывает презентации сразу на экране, а не на доске. Всё яркое, интересное. В школу хочется. Больше свободного времени будет. А общение… Мы и из дома, в интернете общаемся, наушники у меня хорошие, микрофон есть. В реальности я со всеми друзьями знаком.

Наталья А., учитель истории: Двоякое ощущение. С одной стороны, вижу, что ребята работают, занимаются, ищут информацию, обмениваются ссылками. С другой стороны, в процессе обучения главное — самоорганизация. Если ребята хотят, они получают знания в любой ситуации, всегда преодолеют трудности. А если не хотят, то никак не будут учиться.  А у нас, учителей, усталости больше, потому что работа постоянно, в течение всего дня.

Елена В., учитель географии: Дистанционное обучение позволило не только нам, учителям, узнать новое. Но и помогло многим ученикам раскрыться. Здесь они ведут себя по-другому: если в классе в какой-то момент они могут промолчать, застесняться, то в чате отвечают, комментируют, часто правильно.

Тамара М., директор: Конечно, за две недели дистанционной учёбы есть выводы, результаты. До сих пор работа у педагогов была классно-урочная. Удалённая система новая для школ. В процессе надо принимать решения, менять их, если что-то не пошло. Учителя на связи постоянно: уроки проводят, задания дают, проверяют их, отвечают на вопросы, а ещё осваивают новые технологии, такие как онлайн уроки. Если в средней и старшей школах в основном электронное обучение и онлайн уроки, то в начальной школе учителя выстроили совсем другой алгоритм, например, много работают с голосовыми сообщениями. По итогам 2 недель обучения родители многих классов благодарят коллектив школы за организацию образовательного процесса. А мы, в свою очередь, для учащихся и родителей организовали в школе телефон горячей линии по дистанционному обучению. Номер телефона есть на сайте.

За первые недели дистанционного обучения родилось самое большое количество мемов, школьники захотели в школу, родители взвыли и захотели того же (ну, что бы их дети учились в школе), учителя освоили несколько новых программ, Дневник.ру благополучно завис и отвис, а школьный сайт school5.irk.ru начал пользоваться небывалой популярностью.

Изучала, наблюдала, разговаривала, делала выводы Ю.И. Ганчина.

Авторская орфография и пунктуация сохранены.

Следующая новость